ЗАЩИТА ДЕТЕЙ ОТ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ

29.08.2023


Что такое насилие в семье?

Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.


Домашнее насилие - это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Это ситуации, в которых один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого. Внутри семейного насилия как обобщенной категории существуют более специфические категории, определяемые природой отношений между обидчиком и жертвой, а также условиями их жизни.


Например:

• жестокое обращение с детьми

• насилие,  направленное против супруги(а) или партнерши(а);

• насилие в отношении  престарелых.

      Насилие   в    семье   есть   реальное   действие    или   угроза физического,        сексуального,        психологического        или экономического оскорбления и насилия со стороны одного лица по отношению к другому, с которым лицо имеет или имело интимные или иные значимые отношения.


Как правило, насилие в семье характеризуется следующими  чертами:

• Если уже имеют место физическое насилие, то обычно с каждым последующим разом возрастает частота его повторения и степень жестокости.

• Насилие и оскорбительное поведение чередуются с обещаниями измениться и извинениями, приносимыми обидчиком.

• При попытке порвать отношения наблюдается эскалация опасности для жертвы.

Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных, социо-экономических аспектов.


Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействия) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы часто становятся насильниками.


Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми:

  • -физическое,
  • -сексуальное,
  • -психическое насилие,
  • -пренебрежение основными нуждами ребенка.

1. Физическое насилие

       Это -  преднамеренное   нанесение   физических   повреждений ребенку. Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм.

Признаки физического насилия над ребенком:

  • раны и синяки:
  • ожоги:
  • укусы:
  • «синдром тряски ребенка»:

     Физическое насилие, имеющее систематический характер, позволяют распознать особенности психического состояния и поведения ребенка: боязнь физического контакта со взрослыми; стремление скрыть причину травм; плаксивость, одиночество, отсутствие друзей; агрессивность, жестокое обращение с животными, тревога, сосание пальцев, раскачивание.

      Заподозрить физическое насилие над ребенком можно, если: родители дают противоречивые, путаные объяснения случившемуся, у ребенка имеются следы травм различной давности; родители обвиняют ребенка в нанесении самоповреждений; поздно обращаются за медицинской помощью, или инициаторами обращения являются другие люди.Хочу такой сайт


2. Отсутствие заботы о детях

           Это - пренебрежение основными потребностями ребенка, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

 К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся: 

  • - отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • - отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
    

3. Психическое  (эмоциональное)  насилие

        Это - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • -открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • -угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;
  • -принижение его успехов, унижение его достоинства;
  • -преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • -совершение    в    присутствии    ребенка    насилия    по отношению к другим членам семьи или другим людям;
  • -причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Психическое насилие позволяют заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

  • задержка физического и умственного развития ребенка;
  • нервный тик, энурез;
  • постоянно печальный вид;
  • различные соматические заболевания.

Особенности поведения ребенка, вызванные психическим насилием:

  • беспокойство, тревожность, нарушения сна;
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению, неумение общаться;
  • плохая успеваемость.

4. Сексуальное насилие (или развращение)

       Это - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия  со  взрослыми с  целью  получения последними удовлетворения или выгоды.

      Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований  считать   его    ненасильственным,   поскольку   ребенок   не обладает   свободой   воли   и   не   может   предвидеть   все  негативные для себя последствия. 

Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих  особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:

  • повреждения областей половых органов;
  • заболевания, передающиеся половым путем;
  • жалобы на физическое недомогание;
  • беременность.

Сексуальное насилие позволяют распознать особенности состояния и поведения ребенка:

  • ночные кошмары, страхи;
  • несвойственные характеру сексуальные игры;
  • несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
  • стремление полностью закрыть свое тело;
  • депрессия, низкая самооценка;
  • проституция, беспорядочные половые связи.

Факторы риска, способствующие  жестокому  обращению  с  детьми: неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех; наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы; безработица, постоянные финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты; статус беженцев, вынужденных переселенцев; низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции.


Из статьи 19 Конвенции ООН о правах ребенка «Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке».


Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка Калужской области


Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция)


Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)


"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)





Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».